Расстройство аутистического спектра: признаки, методы и способы ранней диагностики
Детский аутизм – заболевание, которое относится к общим расстройствам психического развития, при которых отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами.
Причины возникновения РАС:
1. Генетические.
2. Повреждения и нарушения функций головного мозга на ранних сроках беременности.
3. Гормональные.
Выявление признаков РАС у ребенка
Основной способ изучения поведения ребенка в привычной ему среде и с целью в ы я в л е н и я п р и з н а к о в РА С – наблюдение за своим ребенком.
Признаки расстройства аутистического спектра у детей, которые родители могут выявить самостоятельно посредством наблюдения:
От рождения до 3 лет
- нежелание находиться на руках у родителей;
- отсутствие лепета (до 1 года) и отсутствие устной речи (от 2-х лет);
- повышенная чувствительность к звуковым раздражителям;
- слабая жестикуляция;
- отсутствие реакции на обращение по имен и, непонимание просьб родителей;
- нестандартное (недостаточное или избыточное) реагирование на стресс, боль;
- стереотипные движения (махи руками, покачивание телом, вращение головой);
- нежелание смотреть в глаза;
- отсутствие интереса к другим детям;
- выстраивание предметов (игрушек) в линейку;
От 3 до 11 лет
- агрессия по отношению к самому себе;
- слабо развитое воображение;
- нарушение концентрации внимания;
- неспособность завязывания отношений со сверстниками, неумение принимать участие в командных играх;
- патология речи (неправильное использование местоимений);
- использование в разговоре визга, крика;
- отсутствующий взгляд (в «никуда»);
- странная мимика или ее отсутствие;
- гиперактивность (пассивность);
От 11 до 18 лет
- замена возбуждения, импульсивности инертностью, пассивностью, хроническим недостатком движения;
- более выраженное проявление агрессии и самоагрессии, при снижении частоты их возникновения;
- стремление к уединению;
- «социальная изоляция»: отсутствие друзей, неумение завязывать отношения со сверстниками;
- эмоциональная неразвитость (непонимание эмоций других людей;
отсутствие собственных эмоций);
- проявление эпилептических припадков;
- патология речи (придумывание собственных слов);
- отсутствие визуального контакта.
При первых подозрениях на признаки расстройства аутистического спектра у ребенка, необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Раннее выявление признаков расстройства аутистического спектра осуществляется посредством диагностики
Применяемые методы диагностики:
- тесты по выявлению уровня развития детей (Шкалы KID – от 2 до 16 месяцев и RCDI –
2000, от 14 до 30 месяцев);
- модифицированный скриннинговый тест по выявлению симптомов РАС у детей раннего возраста (с 16 до 30 месяцев) и выявлению детей, которые нуждаются в углубленной диагностике сложных нарушений развития (М-CHAT);
- тест первичного скрининга для выявления симптомов РАС у детей в возрасте от 2 до 4 лет (C.A.R.S.);
- тест для оценки и диагностики РАС общего (первазивного) расстройства развития у детей разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков (ADOS);
- тест для оценки эффективности лечения РАС (АТЕК).
Инструментальные методы диагностики применяются для уточнения диагноза РАС:
1. Ультразвуковое исследование головного мозга (для исключения повреждений мозга,
вызывающих характерные симптомы).
2. Электроэнцефалограмма (для выявления эпилептических приступов).
3.Проверка слуха у сурдолога (для исключения речевой задержки по причине тугоухости).
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! ЧЕМ РАНЬШЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫЯВЯТ У РЕБЕНКА РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ТЕМ БЫСТРЕЕ ОНИ СМОГУТ ОРГАНИЗОВАТЬ КОРРЕКЦИОННУЮ ПОМОЩЬ, ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИНТЕГРИРОВАТЬ ЕГО В ОБЩЕСТВО.
При несвоевременном выявлении, отсутствии или недостаточности проведения лечебно-реабилитационных мероприятий расстройство аутистического спектра инвалидизирует ребенка и приводит к ограничениям:
- в общении;
- обучении;
- самообслуживании;
- ориентации;
- контроле за своим поведением.
С 2017 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в соответствии с утвержденной Концепцией комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года развивается система межведомственного комплексного сопровождения детей с признаками РАС и с РАС.
Реализация Комплекса мер по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС осуществляется при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.