БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
"ЛАНГЕПАССКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР"
Россия, Тюменская область,
ХМАО-Югра, г.Лангепас, ул.Ленина, 48
карта проезда
НАШ ТЕЛЕФОН: +7 (34669) 2-80-09

29 марта 2024 – Онлайн-голосование "Формирование комфортной городской среды" подробнее >>

27 марта 2024 – О конкурсе "Семья - основа государства". подробнее >>

13 марта 2024 – Информационная кампания "Семья - мой главный жизненный проект" подробнее >>

7 марта 2024 – Минтруд запустил всероссийскую кампанию по охране труда для работодателей подробнее >>

28 февраля 2024 – Акция детского телефона доверия "Ни пуха, ни пера" подробнее >>

> Главная > Деятельность

"Коррекция поведения"

Адаптация к школьному обучению: как улучшить поведение ребенка с расстройствами аутистического спектра

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка, часто сопровождающийся психоэмоциональной нагрузкой, связанной с необходимостью менять обычное поведение.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Создайте в семье атмосферу благополучия. Показывайте ребёнку, что вы его любите.

Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

Беседуйте с ребенком о событиях каждого школьного дня.

Проводите время с ребенком после школы.

Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.

Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).

Избегайте переутомления ребенка.

Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Чтобы предотвратить истерики ребенка, улучшить взаимопонимание и повысить готовность сотрудничать, попробуйте использовать следующие техники:

1. Таймер (при смене деятельности).

Многим детям трудно уйти из места, где им хорошо, или прекратить делать то, что им нравится. В этот момент ребенок может вести себя непредсказуемо: кричать и падать на землю, бросаться с кулаками.

Система таймеров и минутных предупреждений поможет ребенку почувствовать контроль над ситуацией. :Вы предупреждаете ребенка за 5 минут, за 2 минуты и за 1 минуту о том, что произойдет смена занятий, помогая ему подготовиться к переходу.

Можно включить таймер на мобильном телефоне: «Через пять минут ты пойдешь мыться», «Через две минуты мы уходим из парка» и т.д.

Когда таймер срабатывает, необходимо настаивать на переходе во всех случаях без исключения (первые результаты появятся после применения техники в течение двух недель). Важно! Строго придерживайтесь этого правила и не сдавайтесь.

2. Сначала/потом.

Во многих ситуациях, когда необходимо сделать что-то, чего ребенок не хочет делать, используйте технику сначала/потом (то есть выполнить необходимое задание, прежде чем перейти к чему-то мотивирующему): «Сначала мы пообедаем, потом мы пойдем гулять». «Сначала мы сделаем уборку, потом мы пойдем в парк».

Технику можно использовать как устно, так и с помощью картинок или фотографий, либо вы можете писать нужные утверждения маркером на маленькой доске. Многие дети с аутизмом думают картинками, так что поначалу этот метод используется с последовательностью из двух изображений.

Подобная простая фраза предлагает ребенку структуру и помогает ему следовать требованиям. Она может уменьшить недовольство ребенка, потому что делает понятными ожидания.

3. Награждайте хорошее поведение.

Особенно важно, чтобы вы признавали то поведение, которое обычно дается ребенку нелегко — делиться, сидеть тихо, следовать инструкциям: «Ты такой молодец, что дал мальчику поиграть с машинкой», «Отлично убрал свои кубики». Это увеличивает вероятность повторения желаемого поведения.

Маленькие дети часто слышат от вас: нет, положи на место, не делай так, не трогай, тебе это нельзя, это не едят, НЕТ, НЕТ, НЕТ.

Так что порою так приятно признавать хорошее и сосредоточиться на нем. Похвала — одно из наилучших поощрений.

Однако для некоторых детей похвала ничего не значит. В этом случае нужно найти что-то, что будет наградой для ребенка. Можно предложить ребенку маленький приз — конфетку или жетон, собрав определенное количество которых ребенок сможет получить какую-то большую награду. Награда может быть эмоциональной, ощутимой или съедобной.

Если ребенок кричит и падает на пол, такое поведение стоит игнорировать. Таким способом он ищет внимания, так что любое вашего внимание может закрепить нежелательное поведение. Ребенок должен научиться, что плохое поведение ему ничем не помогает, и понять, что он получает от вас гораздо больше внимания, когда ведет себя хорошо.

4. Сфокусируйтесь на том, что ребенок должен делать, а не на том, что нужно прекратить.

Сведите все «не» и «прекрати» к минимуму. Например, «Иди по тротуару» лучше, чем «Не ходи по траве». Ребенок может и не расслышать «не», или он может не понимать, что делать вместо этого. Лучше сразу дать ребенку понять, каких действий вы от него хотите. Не «прекрати кричать», а «пожалуйста, говори тихо». Не «Хватит рисовать на столе», а «Рисуй только на бумаге». В каких-то ситуациях вам не избавиться от приставки «не», например, «Не бей брата». Выбирайте сами, когда вам необходимо применить закон НЕ (но делайте это в минимальных случаях).

5. Сохраняйте спокойствие (именно вы!)

Это особенно сложно, когда ребенок становится неуправляемым. Родители часто теряют самообладание, такое поведение ребенка изматывает, опустошает и раздражает. Сделайте несколько глубоких вдохов и следите за тем, чтобы голос оставался спокойным, даже если вы так себя не чувствуете.

Напомните себе, что вы взрослый человек, и что если вы ждёте, что ребенок изменит свое поведение, то должны менять свое собственное. Ребенок может быть неспособен рассказать о своих потребностях и нуждах с помощью языка, и это выводит его из себя. Важно оставаться добрым, спокойным и терпеливым, чтобы подавать хороший пример.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на его сильные стороны.

Успехов Вам в воспитании вашего ребенка!

 

скачать (в формате pdf)

Полезные ресурсы