Комплексная помощь детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ПОДОЗРЕВАЮЩИМ У СВОЕГО РЕБЁНКА НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ?
1. НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ПАНИКЕ!
2. Обратиться в медицинские организации для прохождения углубленного обследования и постановки диагноза.
3. В случае постановки диагноза «РАС» или «ментальное нарушение» – обратиться в организации, оказывающие помощь детям с расстройством аутистического спектра и их семьям.
4. Помощь должна быть комплексной. Оказывать помощь ребенку и семье должны специалисты разных отраслей.
5. Выполнять все рекомендации специалистов (психиатра, педиатра, логопеда, психолога, дефектолога и др.).
6. Ежегодно проходить медицинское обследование ребенка для отслеживания уровня развития и своевременной корректировки лечения и реабилитации.
Организации, оказывающие помощь детям с признаками РАС и с РАС и их семьях на разных этапах жизни ребенка в рамках комплексной помощи
РАННЯЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ
● Медицинские организации
● Организации социального обслуживания
ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
● Образовательные организации
● Организации социального обслуживания
● Медицинские организации
● Организации культуры и спорта
● Центр занятости населения
● Негосударственные организации
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА
● Образовательные организации
● Организации профессионального образования
● Организации социального обслуживания
● Медицинские организации
● Учреждения культуры и спорта
● Центр занятости населения
● Негосударственные организации
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С РАС
Организации, разной ведомственной принадлежности, оказывающие услуги и помощь ребенку с признаками РАС и с РАС и его семье
Основные принципы комплексной помощи детям с признаками РАС и с РАС
1. Комплексный подход (организации образования, социальной защиты, медицинские, физической культуры и спорта, культурнодосуговой деятельности, центры занятости населения, негосударственные организации), что обеспечит работу организаций различной ведомственной принадлежности и повысит эффективность помощи, оказанной ребенку с признаками РАС и с РАС.
2. Непрерывность комплексного сопровождения детей с признаками РАС и с РАС, что гарантирует сопровождение ребенка с признаками РАС и с РАС и его семьи на всех этапах помощи.
3. Преемственность помощи, что позволит отследить связь между различными этапами комплексного сопровождения и дать объективную оценку эффективности реабилитационных мероприятий и развития ребенка с признаками РАС и с РАС.
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРИЗНАКАМИ РАС И С РАС
1. Выявление детей с признаками РАС и с РАС.
2. Изучение потребностей семей, проведение углубленной диагностики по всем сферам физического и психического здоровья ребенка.
3. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и его семьи.
4. Оказание комплексной помощи ребенку и его семье.
5. Промежуточная оценка реализации индивидуальной программы сопровождения и её корректировка, эффективность оказанной помощи.
РОДИТЕЛЯМ важно помнить несколько вещей:
1. Расстройство аутистического спектра и ментальные нарушения ( РАС) – это врожденное состояние искажения развития, которое проявляется у ребенка ограничениями и особенностями общения и социальных контактов.
2. РАС – не болезнь, которая начинается на фоне обычного, так называемого нормального развития, и предполагает возможность так или иначе её лечения.
3. РАС не утяжеляется, как это бывает при многих психических заболеваниях. В самых трудных случаях имеющиеся нарушения остаются на исходном уровне, в более легких удается добиться улучшения.
4. В лечении РАС подразумевается использование самых разнообразных методов – от медикаментозных до коррекционных. С их помощью можно уменьшать частоту и интенсивность нежелательного поведения, помогать ребенку использовать имеющийся у него потенциал развития, чтобы он мог развивать необходимые для самостоятельной жизни навыки и как можно лучше использовать их для продуктивного общения и приспособления к жизни в обществе.
5. При оказании помощи первыми симптомами, которые начинают меняться, являются нарушения в общении. Но они же остаются наиболее устойчивыми, так что сохраняются, пусть и в более мягком виде, даже при самом большом успехе.